Биология - наука о жизни

Вирусы и кино.

 

Главная страница

Вирусы и кино. Между одной из самых молодых биологических наук — вирусологией и кино установились «дружеские отношения». Но это произошло не сразу — до какого-то времени они развивались, не замечая друг друга.

Вирусы были открыты в 1892 г, а первый кинофильм со знаменитым поездом был показан тремя годами позже. Начало XX века ознаменовалось бурным развитием вирусологии и кинематографии.

Было обнаружено, что вирусы являются постоянными спутниками человека, животных, растений. Они образуют самостоятельное невидимое царство и отличаются ничтожными размерами и сравнительной простотой устройства. Было доказано также, что вирусы существуют за чужой счет и размножаются только внутри живых клеток, причем эти неблагодарные создания часто убивают тех, кто их кормит.

В это же время кинематограф (синематограф) из занимательного аттракциона превратился в самое массовое и важное искусство. Но этого мало: постепенно с развитием техники были обнаружены богатейшие возможности кинематографа. Оказалось, что с помощью кино можно «сжать» и «растянуть» любой процесс во времени. Бели снимать какой-либо объект медленней обычного, а затем проецировать его с нормальной скоростью (24 кадра в секунду), то события, происходящие на экране, будут заметно ускоряться. Так, на глазах у зрителя в течение нескольких секунд из бутона распустится цветок, а неторопливая улитка вдруг помчится со скоростью курьерского поезда.

Эти открытия вначале легли в основу различных кинотрюков, и лишь много позже их стали использовать для исследования медленно протекающих процессов. Однако прошло еще много времени, прежде чем серьезные люди, занимающиеся вирусологией, сообразили, что вирусы, этот капризный и неблагодарный объект, тоже могут стать героями фильмов. Это произошло в начале 50-х годов, когда с помощью кино ученые впервые попытались изучать вирусные заболевания клеток.

Раньше, чтобы ответить на вопрос, что происходит с клеткой, в которую проникли вирусы, необходимо было ставить серии очень кропотливых опытов. Сначала живые клетки — основную пищу вирусов — приходилось выращивать в сотнях пробирок, затем заражать вирусами. Это был первый этап работы. Дальше начиналось самое сложное. Через определенные промежутки времени зараженные клетки убивали, окрашивали и рассматривали под микроскопом. Просмотр большого числа препаратов позволял представить, какие изменения вызывают проникшие в клетку вирусы. Так по отдельным статистический картинам складывалось представление о последовательности и продолжительности процесса взаимодействия вирусов с клетками. Способ не идеальный, что и говорить, но ничего лучшего не было.


<<<назад                    далее>>>