Биология - наука о жизни

Полиэфирные синтетические волокна - более лучший материал для корда

 

Главная страница

Но нейлон — не последнее слово химии. Полиэфирные синтетические волокна (дакрон) могут оказаться еще более удачным материалом для изготовления корда, чем полиамиды (нейлон). Дакрон выдерживает самые высокие нагрузки в шинах сверхзвуковых самолетов, тяжелых грузовых машин и тягачей. Его производство в промышленных масштабах уже налажено: в США, например, в штате Огайо, достраивается еще один завод дакронового корда.

Тенденция вытеснения целлюлозного корда синтетическим наблюдаются также в Японии, ФРГ, Англии и других странах. Да и у нас, как мне довелось узнать, в Институте шинной промышлен­ности не только запланировано к 1970 году обеспечить производство шин синтетическим кордом на 34 процента, но нет в настоящее время шинника, который бы двумя руками не голосовал за отказ от вискозного корда и переход на полиамидный, настолько очевидны его преимущества!

Не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что к моменту достижения байкальским заводом проектной мощности вискозный корд окажется морально устаревшим продуктом. Придется, вероятно, переоборудовать завод для выработки стандартной текстильной целлюлозы, хотя и это не сулит никаких перспектив!

Как целлюлозное текстильное волокно потеснило в свое время натуральное — хлопок и шерсть, так и ему приходится теперь уступать позиции синтетическому. Укажу хотя бы на то, что в США, ФРГ, Италии, Франции, Австралии, Японии и других развитых странах па ближайшие годы не планируется строительство новых заводов по выработке целлюлозного волокна. Прогресс науки и техники неминуемо усилит этот процесс.

Зачем же нам гнаться за вчерашним днем и строить одновременно два целлюлозпо-кордных гиганта, рассчитанных на производство 400 тысяч тонн целлюлозы, то есть количества, превышающего все производство планеты, в то время как (и это можно сказать сейчас с уверенностью) развитие химии уже завтра приведет к переключению шинной промышленности на синтетическое волокно?

К этим соображениям добавляется сомнение в допустимости такого неподготовленного гигантского скачка. Производство вискозного шинного корда в нашей стране не освоено, а молекулы целлюлозы, как выражаются химики, ведут себя капризно, что означает на практике большие трудности на пути налаживания производства, приобретения опыта и выработки технических традиции. Поэтому вряд ли благоразумно сразу размахиваться на выпуск 400 тысяч тонн, не наладив предварительно дела в меньших масштабах. Все вышесказанное говорит о нецелесообразности пуска, помимо Братского, еще и завода на берегу священного Байкала.

Настала, я уверен, пора вынести вопросы строительства байкальского завода на широкое обсуждение. Такое обсз'ждение, нет сомнения, поможет найти выход, подскажет, что делать с выстроенными корпусами и молодым Байкальском. И, разумеется, решение байкальской проблемы не может быть продиктовано интересами какого-нибудь одного ведомства.

Использование богатств озера должно входить в общий хозяйственный оборот страны — это бесспорно. Но разве не доказано, что, оставаясь озером промысловым, ненарушенным природным комплексом, неиссякаемым источником энергии, величайшей природной лабораторией для науки и приобретя вдобавок черты национального парка, здравницы и центра мирового туризма, Байкал не сослужит лучшую службу своему народу?

Полиэфирные синтетические волокна - более лучший материал для корда


<<<назад                    далее>>>